Сегодня хочу поделиться первым среди свердловских советских интерьеров, о которых, на мой взгляд, стоит говорить, которые стоит знать и ценить. Примечательно, что первая реакция человека, работающего во дворце, на мое намерение написать статью об интерьерах была фраза: "Да его сносить уже надо!" К сожалению, это и есть отражение массового отношения к наследию ушедшей эпохи. Поэтому и появился мой проект о советских интерьерах, собирающий все хорошее, ценное, актуальное.
Фотография с сайта 1723.ru
Год постройки дворца 1973, его можно обнаружить на одной из мозаик в интерьере фойе. Авторы - заслуженный архитектор РСФСР, главный архитектор Свердловска - Екатеринбурга Геннадий Иванович Белянкин,
инженер Филипп Иванович Клещев. В свое время дворец стал новым ярким архитектурным образом исторической площади. Его строили всем городом: по рассказам моего дедушки, участника тех событий, это была "народная" стройка, молодежь строила дворец для себя. Дворец в включает в себя и театрально-концертные помещения, и спортивные залы, и бассейн.
Фотография с сайта 1723.ru
Главное украшение фасада - чеканный
фриз с горельефными изображениями "в виде ленты-пламени, с символами
преемственности поколений", как пишут в книгах тех лет.
Фотография с сайта 1723.ru
Самым же ярким, акцентом интерьера дворца стала вереница латунных люстр вдоль огромного витража. В темное время суток светящиеся люстры создают праздничное торжественное настроение не только внутри, но и снаружи, на всей площади. Пластичные линии внутренних каркасных конструкций образовали очень красивое, чистое, выразительное пространство фойе, которое стало "визитной карточкой" дворца.
Фотография с сайта 1723.ru
Стоит отметить, что для отделки стен использовался натуральный камень. В основном мрамор, но разных цветов и способов обработки. В помещении активно используется контрастное сочетание материалов: гладко выкрашенные пластичные опоры, потолок и достаточно темный паркет.
Торцевые стены фойе покрыты мраморной крошкой. Стена, в которой размещены двери в концертный зал, отделана темным мрамором - хороший контраст для акцентирования в светлом пространстве направления движения и визуального перехода в пространство иного характера, с другой формой активности.
Помимо горельефов на фасадах, внутри интерьеры дворца наполнены монументальными работами уральских художников. Мозаики показывают нам город и жителей, для которых и строился дворец. Это и рабочие заводов, и ученые, и космонавты, и крестьяне.
Авторы работ, украшающих Дворец молодежи - Чурсин,
Брусиловский, Метелев, Калашников, Беляев и Венкербец.
Но вернемся к светильникам. Их форма яркая, актуальная, как и стиль 70-х и вещи того времени, но не уникальна. Тип светильника с центрическим разнесением открытых лампочек вокруг сферы получил название "Спутник" после запуска на орбиту 4 октября 1957 года советского космического аппарата, первого искусственного спутника Земли. Но первый подобный светильник был разработан на три года раньше итальянским дизайнером Gino Sarfatti в 1954.

Astral для Lightolier от Gino Sarfatti 1954 г..
Светильник от Gino Sarfatti 1954 г.
Светильник от Gino Sarfatti 1950-е гг.

Светильник для Lightolier, автор неизвестен.
Светильник типа "Спутник" выдержал испытание временем, стал иконой современного дизайна и одной из классических форм, дублированных сотни раз.
Изображением из Atlanta Homes Magazine
Изображением из Little Green Notebook
Изображением из Elle Decor








Комментариев нет:
Отправить комментарий