06 февраля 2013

Советские интерьеры актуальны?

Почему считается, что дизайн интерьера у нас в стране появился только после 90-х годов? Возможно он стал более массовым, это да. Но с тем, что в советское время не было хороших интерьеров я категорически не согласна. Речь в первую очередь об общественных интерьерах. Мысль собрать и рассказать о находках советских дизайнеров (а точнее будет сказать архитекторов и художников-декораторов) у меня зародилась давно. Ведь чтобы делать что-либо новое, надо знать, с чего все начиналось. Конечно, по большому счету, мне хотелось рассказать об интерьерах моего родного города Екатеринбурга, интерьерах, знакомых с детства, которые, к сожалению, не вызывают никакого интереса у современников. Но раз мне посчастливилось побывать в уникальном столичном комплексе ДК Зил в рамках обучения в Высшей британской школе дизайна, начну с него.
Рассказы об истории задания можно легко найти, я остановлюсь только на основных моментах. Очень радует, что появляется много ценителей архитектуры и наследия городов. Мне бы хотелось сделать упор на том, что ценного было именно в интерьерах советского времени и как это можно использовать сегодня.  
Интересно, что это первый и самый большой дворец культуры, и он был построен в 30-е годы  на месте захоронения многочисленных представителей старинных русских дворянских фамилий. Во время войны часть здания была утрачена, после его реставрировали в 40-е, 60-70-е и в 2000-е годы. И сейчас происходит его возрождение. В нем активно занимаются различными танцами, есть много детских кружков, в том числе воспитывающих юных дизайнеров - есть клуб художественного конструирования (от их работ глаз не отвести), робототехника и автодизайн. Параллельно с деятельностью центра часть помещений реставрируется. Для этого пригласили английского архитектора Nicholas Champkins, который очень бережно относиться к оставшемуся наследству и минимальными средствами восстанавливает былое величие комплекса. 
Задача стоит не простая - то советское, что вызывает негативные эмоции, сделать модным, привлекательным, актуальным. Cам Nicholas признается, что любит советские интерьеры. И, на мой взгляд, интерьеры 30-х и 70-х годов, как раз очень созвучны современным тенденциям. И в подтверждение актуальности привожу найденные в сети фотографии @zil_cc и @twinsshop - в помещениях ДК проводят fasion-сьемки.
 
С чего же все начиналось. Основные архитектурные приемы - применение скрытого света, отсутствие декоративных деталей. Так выглядел главный зал в самом начале. 
После войны, на архитектурные решения в значительной степени повлияла утрата строителями имевшейся когда-то квалификации: отказались от наливных мозаичных полов, подоконников, и главное - от задуманного авторами штукатурного потолка из концентрических кругов в зрительном зале. На смену пришли мрамор и алюминий
 


 Но и сейчас зал поражает своим масштабом и пропорциями, геометричностью и строгостью линий. По счастливому стечению обстоятельств у меня оказались фотографии, отснятые в 2011 году дизайнером-иллюстратором Павлом Тарховым, который делал для ДК рекламные плакаты. Поэтому мой "мобильный репортаж" будет разбавлен и его снимками.
 Про линии - все пространство состоит из линий, красивых перспектив и геометричных орнаментов.
 Особенно мне нравятся паркетные полы - каждый зал имеет свой рисунок.


В первую очередь, очень интересное пространство дворца. Архитектура задала ритмы, пропорции, рисунок, пластику. При передвижении из одного помещения в другое, глаз радуют выверенные пространственные композиции. К сожалению, сейчас эта чистота линий порой нарушается инородными предметами. Надеюсь, скоро все будет исправлено. 


Интересный момент, который еще подметил Nicholas, выверенные приемы советской архитектуры очень хорошо принимают к себе элементы современной визуальной коммуникации и навигации. 
Самым запоминающимся для меня стало пространство библиотеки. В прочем, изначально оно задумывалось как ресторан, что в последствии создавало сложности для работы читального зала (большая площадь остекление по западной стороне создает много света, и солнечные лучи мешают продолжительной работе). 
 Действующая библиотека, 2011г.
Пространство двухуровневое, сложное, поделенное рядом массивных колонн. Оно красивое, и требует очень деликатной работы.
В рамках интенсива мы разрабатывали концепцию кафе в этом помещении. В современной ситуации, когда всё чаще мы предпочитаем почитать или поработать за чашечкой кофе, это пространство, как нельзя лучше, может объединить сразу и библиотеку, и кафе (кстати, из зала есть выход на крытую террасу). Желаю чтоб как можно скорее эти идеи реализовались, чтобы библиотека зажила активной жизнью, и стала центром притяжения модной культурной жизни.
А как вы относитесь к подобным интерьерам? Если есть мнения отличные от моего, с удовольствие выслушаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий